Into the Blues (2007)
|
Это, конечно, не традиционный блюза, а, скорее, приблюзованная версия традиционного авторского рока Джоан Арматрейдинг.
Тем не менее альбом добрался до первого места в топе блюзовых альбомов Биллборда - хотя, на мой взгляд, это достижение из категории "за выслугу лет". Однако Джоан уже давно может себе позволить записать ту музыку, которую считает нужным, и уже за одно это она достойна уважения.
Юрий Соловьев (Juergen)
Джоан Арматрейдинг (Joan Armatrading) родилась на маленьком острове Сейнт-Киттс в большой семье (мама, папа, семеро детей). Когда ей было восемь, семейство переехало в Лондон, жили на папину зарплату, ютились в одной комнате без отопления. Воспоминания легли в основу песни Mama Papa, и никаких горьких упреков судьбе и Всевышнему. Рефрен: "Нужно пользоваться с наибольшим толком теми способностями возможностями, которые посылает тебе Бог".
Джоан многого достигла тем, что отпустил ей Творец. Темнокожая девочка-иммигрант оказалась талантливым анлийской поэтессой и композитором-мелодистом. А еще певицей и гитаристкой. Не став мега-звездой, создала клан преданных поклонников. А признанием ее достижений в области интеллектуального балладного поп-рока служат три премии Grammy.
Через 35 лет после дебюта, свой 19й по счету альбом она решила сделать "по-настоящему блюзовым". Воплощение идеи тоже выдвигалось на Grammy – в категории "Лучший альбом современного блюза в 2007 году", но до премии не дотянуло. Blues Awards этот альбом и не рассматривали даже как номинанта. Что понятно: с формальной точки зрения песни альбома слишком далеки от блюзовых канонов как по композиции, так и по манере исполнения.
Но все-таки, и любителям блюза он может быть интересен. Арматрейдинг не мимикрирует под блюз. Она искренне исполняет песни, которые для нее являются блюзом. Не обращая внимания на последовательность гармоний, структуру запев-припев и прочие "формальности".
В результате раскованный взгляд Арматрейдинг на блюз представляется очень свежим. Пусть в двух песнях весь текст сводится к повторению заклинаний "В глубине души я люблю тебя", или "Мой малыш ушел" - под ритм тамтамов. Но остальные песни заставляют позавидовать: не часто тексты современных блюзов столь поэтичны и выразительны. Арматрейдинг играет замечательные, неторопливые, нестандартные и очень выразительные гитарные соло. Это необычный взгляд на блюз, в звучании проглядывают аллюзии на Хедрикса, барабаны Бонэма и прочую арт-рок-хеви-сайкоделику конца 60-х… Но есть и замечательно блюзовые рок-н-роллы под Чака Берри, и даже неподдельная блюзовая тоска-кручина.
Play the Blues – "Сыграй мне блюз, и я разденусь для тебя" - припев не может не греть сердце блюзмена, но звучание слишком близко к нейтральному r'n'b. Заглавная Into the Blues тоже вроде бы и не плоха, но припев в ней слишком выдает эстрадно-балладное прошлое певицы. А когда зазвучит Liza - пойдет чикагски-тяжелый риф, почти I'm A Man или Mannish Boy, да еще со старинным блюзовым заклинанием Let The Good Times Roll - начинается блюз. Baby Blue Eyes – самая милая песня альбома. Фолк-баллада под три мандолины, с хлипкой губной гармоникой, по-дилановски напоминающей еще одно название "карманного органа": jew harp. Песня трогательно лирична ("Любят за недостатки, но если при недостатках есть еще и голубые глаза, и ангельская улыбка, то…"), торжественно возвышенна, с прекрасной невымученной аранжировкой и необычной мелодией… Шуточная заводная песенка There Ain't a Girl Alive (Who Likes to Look in the Mirror Like You Do) балует под занавес шикарным и далеко нешутийным гитарным соло. Empty Highway - тема странствий по дороге в никуда – старинный блюзовый сюжет. С музыкальной точки зрения, подается сюжет в манере, близкой модерн-блюзу, но пронзительно-тоскливое лаконичное гитарное соло и общая сумрачная атмосфера - абсолютно не в ключе комфорта модерн-блюза. И завершающая восьмиминутная Somethings Gotta Blow – ощущение неминуемой катастрофы, взрыва создается безысходным напряжением музыки. И тема какая-то негламурная и немодная среди офисных программеров: слишком тяжелая работа за слишком маленькие деньги. Арматрейдинг подает ее с пафосом Working Class Hero, делом доказывая, что как дула против ветра, так и будет дуть всегда, когда сочтет нужным.
Ну и немалым подтверждением множественности талантов удивительной бард-рок-певицы служит множество ее ролей в работе над этим альбомом. Она не только сочинила и аранжировала все песни. Она спела все вокальные партии - на три голоса в разных диапазонах и разными тембрами. Она сыграла на всех инструментах (кроме ударных): на гитаре, мандолине, рояле, электрооргане и синтезаторе, губной гармонике и бас-гитаре... Выгнав техперсонал из студии, она была звукорежисером на записи, продюсером на сведении и продюсером выпуска альбома. Все сама!
Андрей Евдокимов
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум