Блюзовая хватка не слабеет у человека, который стоит за лейблом Alligator Records(газета Chicago Tribune, 23 февраля 2011) Брюс Иглауэр основал Alligator Records в 1971 г., потому что музыка Хаунд Дога Тейлора (Hound Dog Taylor) не оставила ему другого выбора. Если бы он это не сделал, то кто? И это обязательство – чувство, что весь мир должен сейчас же услышать эту музыку, - руководит Иглауэром по сей день. За последние 40 лет он выпустил без малого 300 альбомов, в том числе таких ведущих артистов жанра, как Koko Taylor, Albert Collins, Lonnie Brooks, Johnny Winter, Son Seals, Luther Allison, Corey Harris, Mavis Staples и Shemekia Copeland. В своем офисе в трехэтажном здании "Эллигейтор" на Западной стороне Чикаго, он остается неизменно преданным делу, которое часто доставляло ему немало сердечных переживаний. Несколько близких ему друзей умерли за последние годы, совсем недавно – великая блюзовая певица Коко Тейлор. Звукозаписывающая индустрия уже более десятилетия клонится в упадок. А блюз – это крохотный ломтик на музыкальном рынке США, он составляет менее одного процента от всех продаж. И все же Иглауэр не теряет энтузиазма, он решительно защищает блюз, руководя своей компанией с энергией на грани маниакальности. У него ненормированный рабочий день, и он делает все: продюсирует записи, отслушивает присланные демо, помогает артистам, которым нужно оплачивать счета и подстегивает заморские связи. В настоящее время он рассматривает лицензионное соглашений с шанхайским медийным конгломератом, чтобы записи "Эллигейтор" могли иметь хождение в Китае. В штате "Эллигейтор Рекордз" всего 15 человек, годовой оборот компании, являющейся краеугольным камнем в здании современного блюза, составляет 2 млн. долларов, и каждый год музыкантам выписывается 500 000$ авторских отчислений. "Чтобы вести этот бизнес, мною накоплено знаний достаточно, чтобы даже внуки Хаунд Дога Тейлора рассчитывают на меня, когда нужно принять разумное решение", - говорит он, сидя у кофейного столика, сплошь покрытого чучелами аллигаторов (название фирмы происходит от привычки Иглауэра стискивать зубы, когда он слышит хорошую музыку). Здесь же награда в форме пирамиды от Blues Foundation "За поддержку блюза" (Keeping the Blues Alive). В интервью Иглауэр размышляет о своих главных заботах: о блюзе и о том, как сделать так, чтобы будущие поколения услышали блюз. Q: Как идут дела? Нас сильно ударил 2009-й, но прошлый год оказался прибыльным. Наши зарубежные продажи выросли. У нас очень много артистов, кто успешно гастролирует в Европе, а мы очень настойчиво выстраивали там свой рынок. Цифровые продажи в интернете тоже растут. Для наших чисто-блюзовых артистов цифровой спрос невелик, но новые артисты, вроде Джей-Джей Грея(JJ Grey), и Мофро (Mofro), и Андерса Осборна (Anders Osborne) почти на 45% продаются именно в цифре. Q: В 1991 году, на 20-летие лейбла, вы объявили, что валовый доход "Эллигейтор" составляет 4 млн. долларов. Каков ваш доход сейчас? У нас в кассе примерно половина от того, что было 20 лет назад. Продажа записей по всему миру составляет примерно половину от продаж 1999 года. Мы все понесли потери. Q: Многие в этой индустрии винят файлообменники за этот упадок. Я так понимаю, что и вы считаете, что они наносят урон бизнесу. Напрямую нам это вредит не слишком, у нас взрослый круг потребителей, которые предпочитают физический продукт (то, что можно подержать в руках). Но сейчас наши записи можно найти в меньшем числе магазинов, чем раньше было. Обвал коммерческой звукозаписи начался в 1999 г., и Napster появился в 1999 г. Я не считаю это случайным совпадением. Производятся некоторые юридические действия против обмена файлов в США. Это добрый знак. Но нельзя остановить копирование на CD и передачи его своему другу. Это останется. И мы, как правообладатели, просто не в состоянии уследить за всеми нашими песнями, которые появляются на YouTube. Тут мы сдались – в этой борьбе победить невозможно. Q: Но нет ли какой-то выгоды от того, что люди знакомят своих друзей с вашей музыкой, хотя бы таким способом? Конечно, люди узнают о музыке от своих друзей. Ко мне часто заходили друзья, и я ставил им наши новые записи, и кто-то из них шел потом в магазин, чтобы купить пластинку. Но когда вы раздаете музыку, копируете полностью альбом и отдаете копию другу, тогда нет, ваш друг не пойдет потом в магазин, чтобы приобрести альбом. Эффект от цифровой загрузки музыки более отрицательный, нежели положительный. Q: А насколько изменились расценки на запись? Стоимость производства пластинки серьезно снизилась за последние 40 лет. Раньше я платил от 100$ до 120$ за час студийного времени, теперь я плачу вполовину меньше. Раньше приходилось тратить 2000$ только на пленку – теперь это не требуется. Песни я записываю на пленку, потом закачиваю их в Pro Tools, затем перезаписываю их на пленку. Я не боюсь цифры. Я считаю, эти записи звучат так же тепло и живо, как аналоговые записи. Если музыка великолепна, большую часть публики не волнует формат записи. Главное – это песня и исполнение. Q: Обычно вы продюсировали большую часть выпускаемых альбомов, но теперь, кажется, делаете это реже. Потому что я неподходящий продюсер для многих артистов, с кем недавно подписал контракт – для Джей Джей Грея, Марсии Болл (Marcia Ball), Андерса Осборна. Я хороший блюзовый продюсер. Если вам нужно сделать хорошо звучащую блюзовую пластинку – я тот, кто вам нужен. Если вы хотите сделать нечто более разнообразное, тогда я не причем. Я не читаю по нотам, Я не Ариф Мардин (Arif Mardin), я не Гленн Баллард (Glen Ballard). Но я уверен, что пластинку Лил'Эда я запишу лучше, чем кто бы то ни было в этом мире. И у меня есть другие артисты, они приходят с собственным видением, их музыка более сложна, и они хотят заявить себя лично. Q: В процентах продаж доля блюза на музыкальном рынке все уменьшается, так ведь? Да, строгий блюз составляет менее 1% на рынке США. В блюзе давно не было своего воина-знаменосца, нового яркого артиста – еще со времени смерти Стиви Рея Воэна (Stevie Ray Vaughan) в 1990 году. И еще - очень многие молодые потенциальные слушатели просто не имеют выхода на эту музыку. Q: Эрик Клэптон (Eric Clapton) говорит, что блюз стал в большой мере классической музыкой. Хорошо ли это для блюза в будущем? Я уверен, что у блюза есть будущее, если только он не будет тратить слишком много времени на повторение того, что уже было сделано. Это палка о двух концах. Многие из преданных поклонников блюза хотят, чтобы их блюз звучал таким, на котором они выросли. Но блюз никогда не был в застое. Когда Мадди Уотерс (Muddy Waters) начал играть на электрической гитаре в студии "Чесс" (Chess), он не звучал так же, как Роберт Джонсон (Robert Johnson). И сам Роберт Джонсон включал джазовые аккорды в свои песни, и они звучали не так, как звучал блюз Сона Хауза (Son House). Чтобы выжить, блюз должен говорить в своих текстах с современной аудиторией. И еще должен быть такой блюз, под который сегодня можно было танцевать. Блюз должен звучать как блюз, но не двигаться назад, к тому, что уже было так хорошо сделано ранее. Q: Предполагаете ли вы отойти от дел? Очень немногие смогли создать лейбл, с тем предвидением, которое помогло открыть двери музыкантам и создать для них аудиторию слушателей. В то же время, когда я начинал, в Чикаго стартовали еще с полдюжины (блюзовых) компаний. Их уже давно нет… И как бы хороши не были люди, которые сейчас работают в "Эллигейтор", я не уверен, что кто-то из них обладает общим видением, которое позволяет находить новых артистов, продюсировать музыкантов, и вести музыкальную компанию вперед в следующие 15-20 лет. Как бы мне не хотелось бы работать на ACLU (American Civil Liberties Union – американская организация по защите прав личности), или для политических компаний, я думаю, скорее всего, я буду здесь до конца своей жизни. Перевод А.В.Евдокимов Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Лента | Форум |