Из книги "PORTRAIT OF THE BLUES" by P.TRYNKA. стр.24
Я не собирался играть блюз, но, когда я подрос, это было единственное, что можно было услышать. Мой отец выращивал хлопок, кукурузу, арахис и сено. Мы хорошо жили, я никогда не испытывал голод, потому что мой отец был хорошим хозяином. Денег у нас было маловато, но еды у нас всегда было вдосталь.
Где я жил, в Дрю Миссиссиппи, там была плантация Докери, и там было двое по имени Дик и Джеймс, они обычно играли (блюз) на улицах. А по выходным появлялся Чарли Пэттон. Он жил на моей плантации. Насколько я знаю, он был хорошим человеком. Что у него была за жизнь и все такое, я не знаю - я был недостаточно решителен, чтобы подойти к нему. Но я видел, как он выступает на "рыбных шашлыках".
Если кто-то устраивал дома большой праздник, то жарили куриц и готовили острые приправы весь субботний вечер, а ночью в субботу устраивали танцы. Пока леди готовят на кухне, в дальней комнате играют в карты и кости, а мы в большой комнате играем и танцуем. Вот так мне пришлось играть блюз, потому что домов там у нас было много, и не хватало гитаристов, чтобы их все обойти. Вот я украдкой и бегал туда играть - в те годы родители не позволяли своим детям слушать блюз, они говорили, что гитара - это дьявольская музыка. Мой отец ни о чем не знал.
Из книги Р.Палмера "Глубокий блюз" (R.PALMER "DEEP BLUES") (стр.61)
К середине 20-х поднялся еще целый урожай молодых блюзмэнов. Один из них, Роебак Стэплз, в начале 30-х уехал в Чикаго и со временем превратил свою семью в успешную госпел- и поп-группу под названием "Зе Стэпл Сингерз".
Вот что он рассказывает: "С 8 до 20 лет я рос в доме Била Докери. Чарли Пэттон жил, как мы это называли, в нижнем Докери, а мы в Верхнем. Он для меня был одним из тех великих, кто и вдохновил меня попробовать играть на гитаре. Он правда был великий человек. По началу, я был слишком мал, чтобы ходить слушать его субботними вечерами... Но в воскресенье днем все отправлялись в город. И такие ребята, как Чарли Пэттон, Роберт Джонсон и Хаулин Вулф играли на улицах, стоя у железной дороги. Люди бросали им медяки и гривенники - и белые люди, и черные. Поезд проходил через город только раз за день, и когда приходило время, все собирались просто посмотреть, как он подъезжает. И они там играли, до и после его отправления, и потом объявляли, где они будут играть вечером. И туда направлялась вся толпа... В том доме поперек двери на кухню вколачивалась доска-прилавок и продавались рыба и закуски, в большой комнате танцевали, в дальней комнате играли в карты и кости. И, может быть, были две-три газовые или масло-угольные лампы на камине перед зеркалом - мощный свет! Все это было дома у разных людей: никаких клубов не было, ничего такого... Ну а потом я наконец-то достаточно вырос, чтобы самому играть".
Музыка Стэплза сегодня совершенно другая (написано в 1981 году, за десять лет до блюзового альбома П.Стэплза - ае). Его группа следует новейшим тенденциям, используя ритмы фанка и диско, выступая с большим оркестром. Но когда он сам берет гитару, отголоски игры Пэттона по-прежнему очевидны.
перевод а.евдокимов'00
|