BLUES.RU (конспект "ВЭБ" от 19.III.99)


 

Блюз - широкое течение. Объединяет множество истоков, поддерживает многофарватерность. И каждый новый поворот происходит не вдруг, а определяется множеством стараний. Потом путем утруски из общего потока блюзовая история выбирает события, которым определяет служить знаком начала нового этапа.

Из таких событий - запись Отисом Рашем песни "ALL YOUR LOVE" в 1958м году. Ей обозначают начало нового чикагского блюза, стиля уэст-сайд-соул. И, по сути, эта запись предвосхищает появление рок-музыки. (Участие принимали Айк Тернер-гитара, Уилли Диксон – бас).

Заслуги Отиса Раша в деле обновления блюза и проторения пути рок-музыке - несомненны. Но коммерчески до сих пор оставались недооценены. Со времен первого успеха в конце 50-х, судьба была не слишком к нему - на протяжении почти 4 десятилетий – не слишком благосклонной. Наконец - нынешней весной, скорее за выслугу лет, нежели за то, что новая работа значительно лучше предыдущих, он удостоен Грэмми: “Лучший альбом традиционного блюза в 1998м году”. – OTIS RUSH "ANY PLACE I'M GOING". Этот альбом - первый для Отиса Раша за пять лет. Столько прошло с выпуска его предыдущего "AIN'T ENOUGH COMMIN' IN", который многие считают более крепким, чем нынешний.

 

А Грэмми присуждают далеко не эксперты в области блюза. У них и Эрик Клэптон удостаивался звания традиционалиста. На присуждении собственно блюзовых премий - имени В.К.Хэнди - этот альбом будет проходить по графе "современный блюз".

С другой стороны, время не стоит на месте, поток идет неостановимо и необратимо: то, что раньше именовалось "модерн блюз" - теперь уже звучит вполне традиционно. По духу, по манере гитарной игры, по аранжировке – многие треки напоминают записи Алберта Кинга, сделанные в Мемфисе за четверть века до того, как в этом же городе Отис Раш записал свой первый грэммиеносный альбом. В интервью журналу BLUES ACCESS задолго до победы, Раш сетовал, что Эрик Клэптон обещал, да не приехал на запись. Некрасиво поступил Клэптон, он-то в 60-х славу гитарного Бога (серьезно, на забор писали: “CLAPTON IS GOD”) заработал, копируя соло Отиса Раша. А уж теперь имя Клэптона, всем известно, это талисман, это залог заполучения Грэмми. Но надо же - случилось чудо - на сей раз академики американской звукозаписи снизошли и так. Но все равно, заглавная реггиеватая песня альбома Отиса Раша наверняка рассчитывалась на дуэт с Клэптоном, и принесла бы вторую GRAMMY – в какой-нибудь смурной категории типа “BEST POP COLLOBORATION – DUO – MALE” (Вэн Моррисон с Джоном Ли Хукером такой имеют).

 

Слова "академики снизошли" - не ради красного словца. Давно замечена проблема "Грэмми" - с попсой там разбираются. С альтернативой, с тех пор, как Том Уэйтс не явился для получения своей альтернативной Грэмми, - приглашают только хорошо выдрессированных нонконформистов. (Каких, про мере надобности, выращивают в специальных местах). А вот что касается жанров - тут туго. И обычно в поле зрения внимания академиков - небольшой круг лидеров жанра. Для блюза - это теперь: БиБиКинг, который что ни год, номинируется и частенько удостаивается... В 70-х - Мадди Уотерс автоматически получал Грэмми за традиционный блюз. Круг академиков не узок - более четырех сотен человек, но страшно далеки они от блюза. Подозреваю, что и с классикой и с джазом дела обстоят более-менее похоже. А польки?! Полька - танец такой, когда-то обязательный в школьном репертуаре. Так в этой категории можно до пенсии ходить номинантов-лауреатом – кому как повезет – но раз попав в обойму – выпасть из нее трудно. Вот что касается появления новых в этом кругу (будь то полька или блюз) - тут главное - не творческий посыл, а фирма, стоящая за альбомом. Грэмми Стиви Рея Воэна – это не результат прозрения “академиков”. Точно так же моментально в лауреаты Грэмми попал дебютант Кэб Мо - у него ведь контракт с “SONY” и две премии "Грэмми" за три года при дискографии в два альбома. Отличный музыкант, но сомнительный блюзмэн. То же определение подходит и Роберту Крею, чьи новые альбомы машинально заносится в число претендентов. Предыдущий альбом Отиса Раша выходил на независимой фирме "Квиксилвер", и внимания академиков не привлек. Другое дело - нынешний, подготовленный "Хауз оф блюз". Эта фирма на раскрутку денег не жалеет, и, подозреваю, их агенты хорошо поработали за кулисами.

Вольно было Уэйтсу наплевать на Грэмми – он “без царя в голове”. Отис Раш – человек семейный, да и в годах. Вся эта система давно его достала... Но приехал - делать нечего, с биркой "Грэмми" - его блюз вернет ему хоть что-то из давно заслуженного. И, хотя система обидно далека от объективности и компетентности, нельзя не признать, что та же бирка "Грэмми" поможет достойному блюзу Отиса Раша быть услышанным в более широком кругу. Кто-то в этом Эмтиви-воспитанном кругу слушателей-смотрителей, может, и не подозревал, как на самом деле звучит блюз. И хотя бы небольшая инъекция блюза – оздоравляет.

А программа "Весь Этот Блюз" этим поводом воспользуется для того, чтобы начать цикл передач об Отисе Раше, хранителе - как ни парадоксально это звучит - традиций модерн блюза.

АЕ


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум