Родился в районе Дельты Миссиссиппи в крестьянской семье. Учился играть на самодельной гитаре с одной струной. Вполне вероятно, именно это обстоятельство послужило его стремлению найти свой прежде неслыханный стиль игры на гитаре. С подросткового возраста подрабатывал по выходным выступлениями в близлежащих кабаках и на ярмарках. В районе 1937 года познакомился с Робертом Джонсоном (Robert Johnson), легендарным гитаристом Дельты Миссиссиппи, и перенял у него некоторые элементы как исполнения блюза на гитаре в целом, так и техники игры слайдом в частности. Примерно тогда же познакомился с Райсом Миллером (которому еще только предстояло стать Санни Боем Уилльямсоном II (Sonny Boy Williamson II)); они часто выступали дуэтом; Элмор Джеймс иногда аккомпанировал Санни Бою Уилльямсону и во время его легендарных радиоконцертов, и на самых первых записях. С 1943 по 1945 служил в ВМС США. После демобилизации вернулся в Дельту, и организовал едва ли не первый в регионе электрический блюзбэнд. В 1952г. под собственным именем выпустил дебютную пластинку на крошечной местной фирме "Trumpet" (где записывался и Санни Бой Уилльямсон II). Запись представляла собой авторизированный вариант блюза Роберта Джонсона "I Beleive I'll Dust My Broom", исполненный на акустической гитаре с приклеенным звукоснимателем. Но если тема была известна, а инструмент - примитивен, то исполнение оказалось экстраординарным. Элмор Джеймс извлекал из гитары звук необычайного эмоционального напряжения. Пластинка стала одним из ритмэндблюзовых бестселлеров года. Более крупные фирмы звукозаписи бросились с предложениями к Элмору Джеймсу, под их далеко неделикатным давлением Элмор Джеймс переселился в Чикаго, начал записывать пластинки для фирмы "Meteor/Modern". Организованный им в Чикаго блюзбэнд, названный по наиболее известному хиту "Брумдастерз" (Broomdusters), считался одно время самым "горячим" блюз-бэндом города, превосходя по популярности даже блюзбэнд Мадди Уотерса. В составе группы играли пианист Джонни Джонс (Johnny Jones), саксофонист Джи-Ти Браун (J.T.Brown) и гитаристы Хоумсик Джеймс (Homesick James) или Эдди Тейлор (Eddie Taylor) - все это были земляки Элмора Джеймса, как и он, сыгравшие немалую роль в формировании чикагского стиля городского блюза. Элмор Джеймс записывался в период с 1952 по 1963 - чуть более десяти лет. Он умер от сердечного приступа в 1963г., за несколько лет до того, как британские музыканты, которым предстояло стать суперзвездами: Эрик Клэптон, Питер Грин, Джимми Пейдж - стали пытаться открыть секрет его уникальной техники игры. Можно согласиться, что Элмор Джеймс слишком часто повторял и мелодические ходы своих песен, и исполнительские приемы. Но яркая оригинальность музыкального почерка и эмоциональная насыщенность с лихвой искупали однотипность, которая после первых же шагов поставила бы крест на карьере менее одаренного артиста. Без этого уникального слайда вся история блюза пошла бы иначе. Возможно, пусть и преувеличение, но правда, что на самом деле в его репертуаре были только две мелодии: быстрая и медленная. Хоть бы и так, но без этих двух его песен, быстрой и медленной - Shake Your Money Maker и Sky Is Crying - невозможно представить историю блюза. Эти песни переиграли рок-музыканты четырех десятилетий, и они по сей день продолжают оставаться в постоянном репертуаре и блюзовых звезд мирового уровня, и блюзбэндов местного значения. ВЭБ™'99
Песни Элмора Джеймса в RealAudio:
Дискография (только издания на СD):Это все - блюзовая классика. Мои личные симпатии склоняются к носороговскому сборнику 1993 года. Во-первых, потому что у "Rhino" всегда наиболее компетентно подготовленные "сборники". Во-вторых и в-главных, потому что этот "сборник" Элмора Джеймса составлял и комментировал Роберт Палмер, автор фундаментального труда по истории блюза "Deep Blues" ("Глубокий блюз").
Фотографии:
В сети: |