24.09.2011
Арсен Шомахов: "Чтобы не перегореть, мне нельзя много выступать..."
В последнюю субботу сентября 2011-го зал московского клуба "Ритм-н-блюз кафе / Дом у дороги" был полон. Играл Арсен Шомахов - российский гитарист, эмигрировавший в Канаду. За несколько лет своей стремительной карьеры он смог вырваться из родного Нальчика, и, сорвав аплодисменты столичной публики, улетел завоевывать Америку. Выпустил там альбом, стал завсегдатаем канадских фестивалей и прочно занял место в радиоэфире по ту сторону Атлантики. Те, кто помнил его еще по концертам в России, теперь увидели другого Шомахова - Арсен перерос региональный уровень и стал крепким, разносторонним виртуозом-музыкантом. Правда, кое-что осталось прежним: открытый, честный подход, внутренняя интеллигентность и способностью немедленно завоевывать симпатии зала.
- Арсен, рад тебя видеть и спасибо за концерт! Получил огромное удовольствие! Правда, не знаю, как ты сам оцениваешь выступление...
- В первом отделении у меня были проблемы с усилителем...
- Да, ты во время исполнения нескольких композиций все время что-то чинил. В антракте я краем уха услышал, как ты сетовал, что эта техническая проблема сбила тебя с толку и ты потерял драйв...
- Да, такие вещи выбивают меня из колеи, но потом все исправили, и второе отделение прошло хорошо...
- Как родилась идея приехать в Москву?
- Ну, появилась возможность соединить концерты в России и визит семьи на родину.
- Так вы приехали всей семьей?
- Да, я уже отправил жену и ребенка в Нальчик. Убил двух зайцев (смеется).
- После столицы будет концерт в родном Нальчике...
- Да, с моей первой командой "Регтайм". Очень давно не играли вместе, надо будет привести себя в форму...
- А как тебе сотрудничество с московской группой "Jumping Cats"? Ты заранее высылал сет-лист по Интернету?
- Да, кое-какой материал я выслал по сети. Правда, довольно-таки поздно... Прилетел сюда, сыграли одну репетицию, обозначили какие-то важные моменты. Это всегда полезно, потому что песни не всегда простые по форме - бывают и с синкопами, и стоп-таймами, это нужно пройти... Кстати, сегодня утром репетировал с другим составом - "Troublemakers", мы раньше играли с ребятами в Москве, с ними завтра выступаем в другом клубе ("Форте").
- Скажи, за последний год происходили какие-то вещи, которые были важны для тебя?
- Да, были важные события для меня как для музыканта... Например, за прошлый год мне удалось поучаствовать в большом количестве фестивалей, включая важные фестивали в Канаде - такие как Монреальский блюзовый фестиваль, фестиваль в Эдмонтоне... Мы с успехом выступили.
- А фестивали, я знаю, ты очень любишь...
- Да. Это очень хорошая возможность представить то, что ты делаешь, самой широкой аудитории.
- В прошлом году вышел и твой новый диск...
- Да, это второе важное событие, потому что это была моя первая работа с канадским составом. Я полностью его продюсировал, сам выбирал музыкантов, сам подбирал материал. Правда, процесс записи длился больше, чем я планировал...
- Интересно, сколько времени?
- Наверное, с полгода. Плюс сведение материала...
- Ничего себе...
- Не потому, что мы не могли это сделать в 2-3 сессии, просто так складывались обстоятельства... Например, некоторые песни дописывались в процессе записи, и так далее. В то же время, на мой взгляд, диск получился очень удачным, а благодаря моему лэйблу, "On the move" вошел в горячую ротацию на радио. И альбом держал в чартах довольно высокие позиции - и не только в Канаде...
- Например, попал в "TOP-25" самых часто звучащих альбомов на радио в 2010 году...
- Да, есть такой сайт "Roots music" - они отслеживают эфир с помощью ди-джеев радиостанций, которые отсылают статистику... Таким образом формируют позиции. Вот в сентябре 2010-го мы попали на первое место в этом рейтинге.
- А насколько хорошо продается сам альбом?
- Нормально продается, достаточно хорошо... По крайней мере, то, что касается живых выступлений, то довольно четко все получается...Ну, и потом были хорошие отзывы от критиков - а критикам очень сложно угодить. Тем более если человек - не американец. К таким людям они относятся довольно скептически. Но хорошие рецензии были - в частности в журнале "Down Beat" - это авторитетный джазовый журнал, там мне дали три звездочки из пяти возможных. Они отметили, что у меня есть возможность играть в разнообразных блюзовых стилях. И я это принял как своеобразный комплимент...
- Сегодня ты играл, например, сёрф-музыку...
- Мне нравится смешивать стили. Не знаю, насколько я традиционный блюзовый музыкант, скорее всего, я...
- Эклектик...
- Да, эклектик.
- Я сегодня зашел на главный торрент-портал России - там лежат все твои альбомы в отличном качестве. Как ты относишься к пиратам?
- С этим ничего нельзя поделать. Пусть кто-то послушает, и если моя музыка заинтересует...
- В Канаде другое отношение к пиратству?
- Другое. Там люди по-другому к этому относятся. Настроены, чтобы все было легально.
- Почему у тебя нет видеоклипов? Нет концертов на видео?
- Наверное, еще рано на этом этапе моей карьеры делать клипы и концертники. Хотя есть аудиозапись нашего концерта на фестивале в Эдмонтоне, ее часто крутят.
- Жизнь музыканта в Канаде позволяет содержать семью?
- О, это очень сложный вопрос... Надо понимать, что там я совершенно новый человек - человек из ниоткуда, который развил бурную творческую деятельность. Существовать, конечно, можно... Но если играть профессионально музыку, то человек вообще не должен иметь семью и должен быть готовым весь год находиться в гастролях. Кроме того, успех - это стечение множества обстоятельств: удачи, творческой энергии, расположения звезд, хорошего агентства и "лэйбла", которые занимаются тобой...
- А у тебя есть хороший менеджер?
- Есть агент, который занимается организацией концертов. Но я понял, что мне, чтобы не перегореть, нельзя много выступать...
- Много - это сколько? Три раза в неделю?
- Ну, скажем, канадец J.W. Jones играет 270 концертов в год и умудряется сохранить творческую энергию... Я не могу так. Чтобы сохранить остроту ощущений и форму - нужен определенный баланс. Поэтому на следующий год постараюсь, чтобы было меньше фестивалей, но были важные выступления.
- А какие еще планы?
- В Канаде очень большая конкуренция. Чтобы оставаться на плаву, нужно все время напоминать о себе - поэтому раз в два года желательно выпускать альбом, а еще лучше - раз в год. Поэтому я уже думаю над следующим своим диском.
- Когда снова в Москву?
- Сложно сказать... Привезти сюда свою группу - очень дорого. Если бы здесь проходил крупный фестиваль, который брал на себя расходы по перелету и проживанию, тогда другое дело... Но надеюсь, загляну в Москву, если буду участвовать в каких-то европейских фестивалях.
- Будем ждать. Спасибо еще раз за концерт и удачи!
- Спасибо тебе.
Беседовал Алексей Щёголев.
- Арсен, приветствую тебя от всех российских поклонников твоего творчества! В каком жизненном настроении ты сейчас находишься? У тебя полноценная жизнь блюзмена, жизнь эмигранта, канадского «бюргера» или все сразу вместе взятое?
- За границей ты все еще чувствуешь себя россиянином? Или напротив - образно говоря, постепенно теряешь национальность?
- Арсен, могли бы мы вернуться назад, в СССР? В какой семье ты вырос, и повлияли ли родители на тебя в плане музыки? Читал, что твой старший брат и его коллекция классического рока впечатлили тебя больше всего.
- А вообще у тебя было интересное детство? Тебя считали сорви-головой или примерным мальчиком, который прилежно учился в школе?
- Правда ли, что твоим первым музыкальным инструментом было пианино? Ты ходил в музыкальную школу? Когда ты осознанно захотел заниматься музыкой, и был ли это блюз? Неужели ты помнишь, как в 4 года впервые услышал "Basin Street Blues" Армстронга (это я подсмотрел в одном из твоих интервью)?
- Как ты умудрился в 12 лет открыть для себя Мадди Уотерса и Хаулина Вулфа? Да еще в Нальчике тех лет? Тем более поразительно, почему в эти же годы тебя интересовали такие сложные для восприятия гитаристы, как Роберт Фрипп и Джон МакЛафлин! Где ты это вообще раздобыл во времена Советского Союза?
- Я читал, что в 12 лет у тебя появилась акустическая гитара. А в 16 - электрогитара, и это была копия «Фендера». Что это был за инструмент и действительно ли его украли?
- Так у тебя была рок-группа в школе?
- Как сложилась твоя судьба после школы? Насколько я знаю, ты пошел служить в армию и там собрал музыкальную группу.
- Наверное, хороший английский у тебя появился как раз после после вуза?
- В 1987 году ты собрал «Регтайм». Как родилась команда и кто в нее вошел? Где вы репетировали? Правда ли, что «Регтайм» - была единственной блюзовой командой в городе? Вы имели успех?
- Что за музыку вы тогда играли - по воспоминаниям, это была смесь рока, джаза и блюза. Кто были тогда твои музыкальные кумиры? Остались ли они для тебя кумирами и сегодня?
- «Рэгтайм» - типичное гитарное трио с блюз-роковым репертуаром. Но, в отличие от многих российских групп такого формата, твоя команда не пыталась просто копировать стандарты. В вашем случае вам интересна была музыкальная идея и работа над ней, что доказывают ваши записи тех лет. Откуда вырос такой подход к материалу?
- И вот еще загадка. Как вы из провинциальной группы, да еще из такого совсем «неблюзового» региона России смогли стать яркой фигурой на российской блюзовой сцене? Как могла команда, выросшая в полной изоляции от российских блюзовых центров, выработать такое качество исполнения?
- Расскажи, пожалуйста, когда ты понял, что нужно переезжать в Москву, и как ты вошел в столичное блюзовое сообщество?
- Ты помнишь, как вы записали свой первый альбом «Heavy Steppin'»? Это был по преимуществу блюз-рок? Но ведь и влияние джаз-рока Джона Скофилда было тоже заметно. Как удалось избежать банальностей в исполнении материала?
- Ты разделяешь мнение критиков, что твой второй диск «Troublemaker» стал прецедентом для российской блюзовой сцены, поскольку 7 из 10 песен были не «каверами», а твоими успешными авторскими произведениями? Откуда в них появились фанковые ритмы?
- Как ты попал в книгу американского исследователя Майкла Урбана "Блюз приходит в Россию" (Michael Urban - "Russia Gets The Blues")?
- "Dangerous" вышел в 2006 году на американском лэйбле «Blues Leaf records». Но с президентом компании Джо Морабия (Joe Morabia) ты познакомился задолго до этого. В ноябре 2004-го он был в Москве, а еще раньше, в 2003-м, ты сделал с ним интервью. Не мог бы ты рассказать об этом знакомстве?
- Сотрудничество с «Blues Leaf» было твоим первым «настоящим» контрактом? Ты читал о себе первые положительные отзывы в музыкальных журналах «Blues Revue», «Guitar One», «Downbeat Magazine»?
- В феврале 2005 г. ты принял участие в 21-м фестивале «International Blues Contest» в Мемфисе. Если не ошибаюсь, это был твой первый выезд за границу. Я читал о твоих впечатлениях - как вы ехали на машине из Нальчика в Москву и попали в пробку под Ростовом, как вернулись назад и поехали поездом, как в конкурсе вам помогали американские блюзмены, одалживая тарелки и педали для барабанной бочки... И вдруг вы услышали, что в Америке не все так гладко с традиционной музыкой. Например, что очень много клубов вышло из бизнеса, что с трудом покрываются расходы, а группы не могут заработать. Тебя это сильно тогда обескуражило?
- Был еще фестиваль «Arkansas Blues And Heritage Festival». Ты стал первым нашим соотечественником, попавшим на сцену фестиваля. Это было действительно волнительно, или все же «там» фестивали проходят в простой, «рабочей» атмосфере?
- Не мог бы ты несколько слов сказать о норвежском фестивале "Dark Season Blues Festival", в котором ты тоже принимал участие?
- Расскажи, пожалуйста, о своем знакомстве с такими музыкантами, как Rick Holmstrom и Mitch Kashmar.
- Правда ли, что твой третий альбом попал в горячую ротацию на австралийские радиостанции, и это привело к знакомству с таким музыкантом, как Wolf Mail? Как родилась идея совместных гастролей по Франции и России?
- Фестиваль «Arkansas Blues & Heritage Festival», который прошел 4-6 октября 2007 года - читал твой очерк, это все еще была блюзовая экзотика, или ты стал понимать, что Америка - это «твое» место?
- Когда ты понял, что нужно эмигрировать из России? Как происходили сборы, были ли сомнения?
- Ты помнишь первые месяцы в Канаде? Кто тебе помогал? Ты сразу перевез свою семью? Как вы устроились?
- Твой новый сайт теперь на английском: я вижу, что с тех пор, как ты уехал, у тебя было много событий - тебя приглашают на множество фестивалей, ты записал новый альбом, вошел в чарты радиостанций...
- Ты ведешь активную жизнь в социальных сетях, открыт для общения. Кто твои новые друзья в «гитарно-блюзовом» мире теперь?
- В последнем твоем альбоме «On The Move» много элементов свинга и джамп-блюза. Почему произошел такой поворот, и кто для тебя ориентир в этой «старой» музыке?
- Расскажи, пожалуйста, о своем теперешнем оборудовании и инструментах?
- Твоему сыну будет скоро 11 лет, если не ошибаюсь. И ты в свое время говорил, что он неплохо играет на барабанах...
- Можно я процитирую один момент? «У меня не было и нет никакой уверенности в том, что наша музыка кому-то по-настоящему нужна. Раньше был беспочвенный юношеский задор и оптимизм: нужно играть, потому что не играть невозможно. Сейчас - стадия некой психической зависимости от процесса, как, скажем, от наркотиков или табака. Что будет дальше - затрудняюсь предположить». Это говорил ты в одном из интервью почти 10 лет назад, когда вы только выбирались из провинции. Как бы ты сейчас ответил на вопрос о своем музыкальном будущем?
- Что бы ты хотел передать своим российским поклонникам, и когда нам ждать тебя с гастролями?
Беседовал Алексей Щёголев.
Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум