РОССИЯНАМ О
ТВОРЧЕСТВЕ BEEFХАРТА
Некоторые сведения о незаслуженно малоизвестном у нас
музыканте (и не только) по прозвищу КЭПТЭН БИФХАРТ
ЭТАПЫ НЕБОЛЬШОГО ПУТИ
1. КАК ВСЁ (что - всё?) НАЧИНАЛОСЬ
- ~1992 г.
Через некоторое время после неожиданной и радостной встречи двух бывших однокурсников,
К.У. и М.Ш., последний предложил первому записать у одного человека энное
количество кассет с винила, наполненного разной необычной музыкой. Первому
надлежало достать кассеты, второму - сделать всё остальное (войти в контакт
с человеком и выбрать музыку, которую он ранее слыхом не слыхивал). Оба справились
со своей задачей на пять баллов (не в пример тому, как когда они были однокурсниками).
В результате фигуранты оказались обладателями коллекции приблизительно из...
6-7 (количество уточняется) магнитофонных кассет длительностью 90 минут -
т.е. по 2 среднестатистических альбома на кассету - на которых были записаны,
в частности, следующие шедевры:
- CAN: "Delay 1968" (1968-69) и "Ege Bamyasy" (1972);
- Robert Wyatt: "Rock Bottom" (1974) и "Ruth Stranger Than
Richard" (1975);
- первые 4 (3?.. 2?..) альбома SOFT MACHINE;
- что-то из HENRY COW;
- что-то из FAUST;
- и... двойной альбом "Trout Mask Replica" 1969 г. какого-то непонятного
товарища с явно ненастоящим именем Captain Beefheart.
[К.У. (реплика в сторону): Во память, Мишка! Думаешь, я записывал??]
По большому счёту, это всё на тот момент. Информации (речь, как вы догадались,
о последнем пункте) было ноль - только автор, название, год и - ну а как же
- "prodused by Frank Zappa". Впечатления: полтора часа ТАКОГО
выдержать затруднительно; интуитивная классификация - панк-джаз; есть один
охренительный чёрный блюз (название неизвестно); немного напоминает вконец
одичавшего Тома Уэйтса (который на тот момент - и до сих пор - всеми шибко
любим).
2. ЗАПОЗДАЛОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ БАНКЕТА
- ~1998 г.
Некий В.К. (тоже бывший однокурсник - !) дарит на день рождения вышеупомянутому
К.У. опять же кассету с двумя альбомами Captain'а Beefheart'а - "The
Spotlight Kid" и "Clear Spot". Едва заслушав песню "Some
Yo Yo Stuff" (и далее - тем более) последний приходит в восторг неописуемый
и решает отомстить первому той же монетой. Он покупает к дню рождения первого
в питерском магазине Rock Island на Кирочной (бывш. Некрасова) - там же, где
и первый - кассету Бифхарта с альбомами "Shiny Beast (Bat Chain Puller)"
и "Doc At The Radar Station"... Даже не успев подарить, а прослушав
вскользь прямо в магазине, последний совершенно ясно понимает, что пропал
окончательно. (До сих пор остаётся загадкой - какому ненормальному пришло
в голову предложить на продажу в Rock Island'е почти половину дискографии
К.Б. И какой ненормальный на это согласился). И... понеслось.
3. НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ, ГЛЕБ!
- ~2000-2001 гг.
Примерно в это время вышеозначенный К.У. заинтересовался интернетом (не смейтесь,
так и было). Причём, заинтересовался именно по ЭТОМУ поводу - поскольку никакой
информации о К.Б. он не смог найти НИГДЕ. Ещё один примечательный момент -
с английским языком К.У. был на "вы" (почему был? И остался). Чего
этот пресловутый К.У. до сих пор не может внятно объяснить - как удалось человеку,
не знающему ни языка, ни интернета (и имеющего модем с минимальной скоростью)
за 2 месяца насобирать материал в вышеуказанном интернете, как-то перевести(!),
переварить и изложить хоть что-то в общем виде - на родном уже языке?.. Чтобы
не было двусмысленности: основой изысканий (но не прообразом конечного результата!)
был, в первую очередь, безвременно почивший сайт beefheart.de - дело рук Детлефа
Юргенса, Германия. (Ныне главными ресурсами в сети на эту тему являются голландский
и английский сайты - это подтверждает мысль К.У. о том, что американцы лучше
умели делать, а европейцы - понимать. О родном отечестве всуе
сейчас не будем - не исключено, что тут делается ещё больше, только
понять этого некому. Пока). В общем-то, весь сыр-бор вышел из-за запутанности
дискографии Бифхарта: чтобы внятно её расписать, какие-то комментарии просто
необходимы. Т.е. всё делалось только для того, чтобы самому разобраться -
ну и чтобы было понятно М.Ш. и В.К. Священный долг, так сказать.
Затянуло.
Получившееся требовало что-то с ним сделать.
4. ИЛЛЮЗИЯ - И НЕ ТОЛЬКО
- 2001 г.
М.Ш. имеет привычку встречаться случайно. Во время одной из именно таких встреч
К.У. поведал ему, что у него есть практически готовая биографическая статья
о К.Б. Поведал не просто так - М.Ш. в то время (и уже давно) работал - иногда
- типа журналистом. Наслушавшись красивостей, К.У. решает отправить материал
- ну куда же? - в типа передовой типа рок-журнал Питера под названием "Фузз"
(в недалёком перед этим прошлым - "Рок-Фузз"... симптоматичное переименование).
Не срослось.
Не срослось и с "Classic Rock"'ом, "Контр-культ-урой"
(тут причины уважительные, хочется верить).. чёрте с кем. Несрастаемая тема,
видимо.
Содержание статьи между тем непрерывно возрастало и пухло. И возрастал опыт
интернетного общения. И в одном из сеансов этого общения К.У. пересёкся с
неким А.Т., издателем бумажно-мониторного издания "Результаты.
Журнал нечеловеческой музыки". Всего-то. Вскорости страница под названием
"Человек в зеркале. Путешествие Капитана Бычье Сердце из пустыни в пустыню"
(плюс дискография) украшала просторы ру-нета от Питера через Архангельск и
далее. Спасибо, Андрей!
5. BEEF-N-BLUES(.RU)
- 2002 г.
Не долго музыка играла. Через пару месяцев "Журнал" накрылся. (Ещё
через некоторое время он откроется, здоровья и процветания ему - но прямо
тогда этого никто не знал). Неисповедимыми путями К.У. занесло на московский
блюзовый.. даже не сказать - сайт... портал,
наверное - и, что удивительно, сказали: давай! Но - сделай сам. Ещё один необъяснимый
момент - и ведь сделал. Коряво, убого - но ведь с нуля. С полного. Неоспоримый
плюс: кроме биографии и дискографии появился список музыкантов, различного
рода ликбезные статейки и... оперативный простор.
Спасибо тебе, Фёдор!
(Самые догадливые, наверное, поняли, что решающий момент наступил 6 апреля
2002 года. Почему К.У. так точно помнит даты - загадка. Может, он путает?).
6. NO LOST EPISODES
- Если верить интернетной статистике, на РОСтБИФе за 5 лет побывало чуть более
6,5 тыс. человек. Т.е. тысяча с небольшим за год. Весьма приличный результат,
считает К.У. Учитывая предмет разговора. Кроме шуток.
- Несколько конкретных людей конкретно подсажено на К.Б.
Трое - из Москвы (не надо смеяться над цифрами, это - много. Реальное количество
м.б. серьёзно больше - автор придерживается достоверно известных фактов);
один - из Брянска, один - из Нью-Йорка (наш); все питерские - ~3-4 человека
- были подсажены до (или в процесссе) создания сайта
- С некоторого времени на всяческих интернетных "лентах новостей"
в разделе "культура" 15 января появляется пункт о дне рождения К.Б.
Раньше не было такого (если ошибаюсь, пишите К.У.). Ну и, само собой, разные
передёры с РОСтБИФа висят тут и там. Ура!
- Самый кайф в этом всём - установление прямых, то бишь личных контактов.
Контактировалось как с нашими, так и с различными иноязычными товарищами,
вплоть до Гэри Лукаса
- И ещё немного фактов (исторические моменты, как-никак; с датами уже не разобраться,
похоже):
- (~2003 г.) - К.У. замутил с О.Г. из Нью-Йорка, в результате чего (как минимум!)
на российской земле появилась копия раритетнейшего "Lick My Decals Off,
Baby", а также бифхартовский бокс-сет
- (~2003 г.) - К.У. замутил с M.S. из U.K. Результат - как минимум "The
Original Chain Puller" и "London 1974"
- (лето 2005) - встреча на Эльбе (т.е. на Москве-реке) К.У. с Вишварупой и
Василием
- (лето 2005) - приезд С.Д. (Брянск) в Питер
- (лето 2006) - приезд tyti.com'а в Питер
- (осень.. зима? 2006) - приезд Василия в Питер
Все даты могут быть перевраны.
Нужно понимать, что, учитывая страшную узость нашего круга, все эти
встречи-на-эльбах - нечто большее, чем просто тусня. Кто-то когда-то кому-то
в чём-то клялся на Воробьёвых горах... а вот Вишварупу там чуть не повязали.
©К.Узник (ссылка на РОСтБИФ и его автора при использовании
данных материалов одобряется)