Зубной блюзмен
Джанни Родари в своем "Чем пахнут ремесла" тактично промолчал не только о профессиях ассенизатора и проктолога. Не упомянул он и о стоматологах. А как можно было бы срифмовать "проктолог – стоматолог", написать, к примеру, что последний, как и простой пролетарий, пахнет "цементом и спиртом" или "пастой зубною". Излишне говорить, что умение "навести зубные мосты" ценилось во все времена. А вот лидер белорусского блюзового ансамбля "Svet Boogie Band", выступающий под псевдонимом Свет, бросил это денежное ремесло ради беспокойной кочевой музыкантской жизни.
- В Белоруссии странная система распределения. Отучившись на стоматолога, я поехал далеко от дома. И там впервые услышал записи Джона Ли Хукера. Мне это было очень близко. Начал осваивать гитару и гармошку. Постепенно вокруг меня собрались люди, которым нравится такая музыка. А потом однажды я понял, что выходить каждый день на работу и лечить чьи-то зубы, я больше не могу. Это была очень больная история: я ведь прошел ординатуру и получил сертификат. К тому же, у нас что-то вроде семейной династии: старший брат — стоматолог, его жена – челюстно-лицевой хирург. Но есть много людей на земле, которые делают то, что им на самом деле не нравится. Я так не хочу. Да, работа стоматолога творческая, много людей, много общения, но это просто не сравнимо. Сейчас вся моя жизнь — большое путешествие. Каждая поездка тебе что-то дает. Как минимум это история. Одна из последних – мы были на море в Польше. Там очень тепло, мягкий климат. Мы приехали в Минск на день и ночь. У нас зима, лежат сугробы, дует ветер. Мы приезжаем к вам, у вас тепло и легкий дождик. Получилось, что за счет гастролей продлили мягкую осень на две недели.
Я всегда мечтал путешествовать вместе с друзьями, и теперь эта мечта сбылась. У нас есть свой водитель, который возит нас по Европе. Людей, которых мы встречаем, тоже интересует блюз. Я встречаю женщину из Франции, которая играет блюз, выхожу с ней на сцену. И мы понимаем друг друга без слов. Люди, которые играют блюз, им болеют. Я еду в Ростов и знаю, что это незнакомый город. В первый раз вижу человека, который нас встречает, но после двух фраз понимаю – наш парень. Мы едем к нему домой – и у него стоят те же диски, что и у меня! И это прекрасно. Это радостно!
Re: — А как же определение, что блюз – это когда хорошему человеку плохо?
— Мне очень понравилось, как сказали наши друзья, чешские музыканты из группы "Хучи-кучи бэнд": "Бадди Гая или Ли Хукера не назовешь ни скучным, ни грустным". Я могу сказать, что блюз очень сексуальная музыка. Она затрагивает все те же жизненные темы. Блюз — это женщины, виски и деньги. Очень много зависит от подачи. Существует более 30 исторических направлений и стилей блюза, и они смешиваются между собой. Каждый подает его по-своему, и если ты хочешь показать, что тебе плохо, пожалуйста. Но вот следующая песня — и тебе может быть хорошо, потому что какая-то симпатичная дама вышла потанцевать. Говорят, что в эпоху постмодернизма все искусства умирают, музыки новой нет. А блюз по определению новым быть не может, потому что это самая сжатая музыкальная форма, чем-то сродни шаманскому бубну. В Минске и Москве нас любят именно за то, что мы играем старый стиль блюза. Другое дело, что сейчас многие люди даже не представляют, что кроме шоу-бизнеса еще что-то есть, что есть музыка, которую не показывают по телевизору. А это целое направление живой клубной музыки, которое очень распространено в Европе. В Польше, например, куча клубов. В Москве тоже, я рад, что и в Ростове они есть.
Re: — Как живут звезды в Минске?
— Сейчас в России можно наблюдать вторую белорусскую волну. Первая – это динозавры — "Сябры". Вторая — мы и такие альтернативные группы как "Нагуаль". У них свои идеи по поводу языка – это даже не белорусский, а какой-то свой, и музыка — с фольклорными интонациями. Они сами называют это психо-фолк. Такого мощного шоу-бизнеса, как в России, у нас нет. Есть, конечно, своя попса, которую просто стыдно слушать. А сама инфраструктура развита слабо. Все на инициативе. Мы записали уже девять дисков, но все они вышли только благодаря нашим друзьям. Легче, по-моему, получить контракт с "Союзом", чем у нас. Смешно, но на концерт может прийти комиссия из местного Министерства культуры и закрыть мероприятие, если сочтут нужным. Правда, я в такие ситуации не попадал. Лукашенко — парень серьезный, но я как человек полностью аполитичный слабо разбираюсь в том, что он говорит. Вообще, я редко вспоминаю, что живу в стране, которой правит Батька. Разве что на границе и когда получаю визу. На границе с нашей стороны стоят шесть человек, а с польской стороны – один и задержки нет никакой. В принципе, единственная наша головная боль – это получение виз и, когда нас срочно-обморочно зовут куда-нибудь в Германию, приходится хорошо побегать.
Re: — Не жалеешь, что выбрал такую беспокойную жизнь?
— Я когда-то говорил с одним "олдовым" блюзменом. Я его спросил: "Ты уже дядька старый, долго в этом варишься, правильно ли я сделал свой выбор?". Он ответил, что всегда есть круг людей, которым интересно посмотреть на то, что ты делаешь, если это - волшебство. Ведь на концерте вы видите, как мы делаем шоу, улыбаемся, но мы такие и есть. Но до этого была долгая дорога: носили на себе пианино, встречались с замечательными дамами… Многие группы, например "Dire Straits" или "Queen", когда снимали свои концерты, начинали с того, как рабочие собирают сцену. Их интересовал именно этот момент: как из ничего получается что-то. Люди, которые приходят на шоу, видят только какую-то часть. А все меняется и не меняется. Вот концерт Биби Кинга – одни и те же песни, но он поет их каждый раз по-разному. У нас есть шанс. Думаю, что уж мы-то лет до 50 поиграем. Сейчас я чувствую себя просто чудесно. А устану играть блюз – попробую делать что-то еще.
Автор Михаил Малышев, фото автора
27.07.2005
еженедельная общественно-аналитическая газета «Республика Ростов»
www.republika.ru
Интервью было записано 3 декабря 2004г.
Svet говорит: "Только забавная штука- редактирование!!!! я так модно не выражевывался ;-) хехехе..."
|