JAMES WHEELER

9 и 10 февраля Джеймс Уилер выступает к клубе "Дом у дороги"
аккомпанирует Omar Itcovici & The King Size.
10 февраля в концерте участвует &Черный Хлеб" (1 отделение).

James WheelerДжеймс Уилер (James Wheeler) - из поколения чикагских блюзовых ветеранов. Он родился в 1937 в Олбани, Джорджия, и прошел путь многих блюзменов до и после него: работал на хлопковых полях, пел в церкви, играл блюзы на вечеринках и танцах. Вслед за своим старшим братом Голденом Уилером переехал в Чикаго в 1956 году. В 1963 Джеймс начал играть вместе с легендарным певцом и харпером Билли БОЙ АРНОЛЬДОМ (Billy Boy Arnold). Они создали известный блюзовый бэнд Jaguars, который играл и записывался вместе с такими звездами блюза, как B.B. King, Millie Jackson, O.V. Wright, Otis Clay. ОТИС КЛЭЙ настолько впечатлился игрой Уиллера, что переманил его в свою группу, где их сотрудничество продолжалось несколько лет. В 1986-1993 гг. Джеймс Уиллер играет вместе с еще одной легендой блюза, ОТИСОМ РАШЕМ (Otis Rush), не считая коротких сессий записи и концертов с Mississippi Heat, Magic Slim и Willie Kent. Его первые сольные альбомы, как нередко случается в блюзовых биографиях, вышли, когда Джеймсу было уже за 60 ("Ready"' 1998 и "Can't Take It" 2000, Delmark).

Джеймс Уиллер уже приезжал в Новосибирск в 2003 году. Заметка об этом: http://com.sibpress.ru/05.09.2003/society/60870/

О Джеймсе Уиллере, его жизненном пути и блюзах можно почитать на allmusic.com : http://www.allmusic.com/cg/amg.dll?p=amg&sql=11:egja7i78g7or~T1






Мемуары Мишуриса о встрече с Уилером

Ура! В анонсе Дома У Дороги прочитал, что благодаря подвижничеству Доктора Аграновского и Омара нас вновь ждёт встреча с прекрасным. На этот раз прекрасным будет James Wheeler из Чикаго.
Расскажу теперь о том, как встретился с этим блюзменом я в... Новосибирске.(!)


Летом 2004 года в состоянии двухнедельного отпуска необходимо было что-то делать. А тут и девушка как раз бросила, сказав что я "депрессивный и не умею радоваться жизни". Так что настроение было вполне блюзовым, а поскольку сидеть дома не хотелось, поехал я на историческую родину - в Новосибирск, не предполагая даже, что найду там настоящий, чикагский блюз. Первое, что я увидел, выйдя на знакомые с детства улицы, был плакат "Блюз Фестиваль" и ещё что-то вроде: "Легенда чикагского блюза James Wheeler" возле популярного местного клуба "Нью-Йорк Таймс". Хозяин клуба - американец Эрик, так что никаких сомнений не оставалось - будет блюз!

С Омаром знаком я тогда ещё не был. Если кто не знает, Омар - блюзовый гитарист и некоторые считают его лучшим [гитаристом]из живущих в Москве. Он тогда работал в Новосибирске(приехал уже после того как я уехал), но где-то год назад перебрался в Москву. Часто и здорово играет на джемах и теперь наконец завёл себе бэнд, который я послушаю обязательно.Это всё я сейчас знаю,а тогда только слышал что-то о "классном блюзовом гитаристе из Аргентины", играющем с моими новосибирскими друзьями. Подразумевалось, что подыгрывать "чикагоанцу" будет Омар и его бэнд, привезённый специально из Буэнос- Айреса. Вот и фестиваль! Да ещё и международный!

Вечером я конечно был в клубе и тут же меня представили Омару. Ему сказали, что я могу сыграть на гармошке и он был довольно неприветлив, потому что не встречал в Новосибирске гармошечников, да к тому же я был в костюме и чуть ли не в галстуке- какие уж тут гармошки... Не знаю, что он подумал, но рамки фестиваля обязывали(да и Эрик попросил), в общем, меня пообещали выпустить. Тут и "гвоздь программы" появился- Джеймс Уилер выглядел именно так, как мы себе представляем "чёрного" блюзмена: костюм, шляпа - всё как положено. Оказался дружелюбнее Омара,немного поговорили.

Когда началась музыка, я признаться, был поражён: Омар играл совершенно "фирменно", пел песни, которые может знать только любитель блюза, ему аккомпанировал компетентный бэнд. "Во дела творяться в провинции - думал я, - Куда ж, дурак, я свалил отсюда!"

Надо сказать, что несмотря на афишу с долей пафоса, это был обычный клубный день, точнее, три дня, как выяснилось позже. Никакой "специальной" публики. Всё те же завсягдатаи + несколько иностранцев,которых в Новосибирске неожиданно много. Были и "левые" персонажи, которые ждали весёлых танцев и юные придурки. пытавшиеся выкрикнуть что-то типа "янки гоу хоум!". Ну а куда ж без них... Но когда вышел Джеймс все слегка поутихли - что-то будет. Был просто блюз. Тот самый, который играется в бесчисленных американских "пивняках". Тот самый, которому внимает искушённая фестивальная публика по всему миру. Стоит себе человек с гитарой и негромко поёт. Это не должно быть событием - это должно происходить каждый день. Ну, где- то и происходит. Всё было точно как в блюзовом клубе Чикаго. Может всё-таки музыка создаёт атмосферу заведения?

Как оказалось, Уилер исполняет и собственные песни, одна из которых особо всем понравилась. Это был "This old freight train" с альбома "Ready!". Я выступил тоже. Не могу сказать, что супер,но Омар стал приветливее, а это знак!

После этого ещё два дня Новосибирск был Блюзосибирском. Мы с Джеймсом познакомились и даже немного подружились. Помню, как юная переводчица повела нас после концерта в очень танцевальное и очень развратно- стриптизное место. Пожилой блюзмен стойко сносил разглядывание « в упор» ( ну не водятся в Сибири афроамериканцы в шляпах) и заказал себе какое-то экзотическое блюдо вроде сырой рыбы. Представляете, как это выглядело среди грохочущей дискотеки ? Вообще, меня поразило- с каким достоинством и, в то же время, как естественно он держится что на сцене, что «в народе». Блюзовая закалка?

А вот такой разговор, записанный мной на диктофон, состоялся у нас в один из вечеров. Чувствовал я однако, что пригодится. Я\\-это я, а У//-Джеймс. Произвольно пишу имена то по-английски, то по-русски- как мне кажется уместным.

Я\\- Расскажите, как Вы начинали в Чикаго?
У//-Я приехал в Чикаго в 1956г и приехал вместе с братом- он играл на гармошке. Его звали Голден Уилер, а потом он стал Биг Уилер. Вот с ним-то я и начал играть на гитаре.
Я\\- И у вас группа была?
У//- Нет, мы дома играли. Ну и на улице тоже. Это поначалу, а в 1958 я начал играть профессионально. Немного с братом, потом с Lovie Lee- это старый парень, пианист- он умер уже. Потом с Shakey Jake- это дядя Мэджик Сэма..
Я\\- Это же были золотые годы чикагского блюза. Какова была атмосфера?
У//- Что надо была атмосфера. С 1956 по 1975- всё было просто здорово. Вот такие фестивали как сегодня были каждый день. Клубы, клубы, клубы везде…всё время все играли вместе. Джемы играли вот как мы с тобой.
Я\\- Здорово было?
У//- О, ещё бы!
Я\\- Выпивали?
У//- Ну, это после. После работы.
Я\\- Встречались ли Вы с Хаулин Вулфом, Мадди Уотерсом. Литтл Уолтером?
У//- Неа… Брат мой встречался. Мадди Уотерс, Литтл Уолтер, Хаулин Вулф, Хаунддог Тэйлор,- всех знал. Но брат в то время не был музыкантом, а работал на заводе. А в выходные играть выбирались- отрывались. А вот как я в дело вошёл, тут-то и начал знакомиться со всеми парнями, ну ещё до того, как они крутыми стали,- Мэджик Сэм, Фредди Кинг…
Я\\ - Уэст- сайд?
У// - Ну, Мэджик Сэм жил на Уэст-сайд, а играл на Саус-сайд. Фредди Кинг на Саус-сайд, Билли Бой Арнолд на Саус-Сайд и Уэст-Сайд, Майти Джо Янг, все парни. Отис Раш играл на Саус-Сайд и Уэст-Сайд. Ну, тогда они ещё не были big names, но я счастлив, что они стали big names.
Я\\- Была ли конкуренция и как она развивалась?
У//- По- дружески, всегда по-дружески. А сейчас… сейчас похуже. Коммерция везде.
Я\\- Но можно ли прожить было только музыкой?
У//- Да я всегда только музыкой и зарабатывал. Я когда в дело вошёл- играл блюз, рок-н-ролл, старые мелодии. Я очень с разными людьми работал…
Я\\- И с кем же?
У//- Оу! Очень, очень много! Ну, Willie Mabon, O.V Wright, Willie Kent, Magic Slim, Otis Rush, Otis Clay, Tyrone Davis. Играл джемы с БиБи Кингом, Кёртисом Мэйфилдом и его группой Impressions. Много знаменитостей приходило в клуб, где я играл тогда. Музыканты, футболисты, бейсболисты…
Я\\- Были ли у Вас контакты с Willie Dixon и студией “Chess”?
У//- Нет, совсем нет.
Я\\- Можете посоветовать куда сходить в Чикаго?
У//- B.L.U.E.S на Halsted, где мы играем с Willie Kent. Там всегда здорово. Когда Magic Slim в городе, то good blues c Magic Slim, когда Lil’Ed, то good blues с Lil’ Ed. Мы играем хороший блюз!

И я всем желаю послушать хороший блюз Джеймса Уилера в Феврале в Доме У Дороги !

ЖЖ Михаила Мишуриса
сайт Михаила Мишуриса


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум